фотографии Калуги
Калуга
город Калуга, фото Калуги
 
достопримечательности Калуги
                             
Регистрация
Вход
 


Главная > Калуга и все что с ней связано > Архитектура, дома, улицы дворы в Калуги


Дома, дворы, улицы, переулки Калуги



IMG_5617.jpg

Для архитектурного облика Калуги характерно создание улиц-ансамблей. Таковы, например, улицы С. Перовской, Дарвина, Кирова, Ленина, Театральная, Карпова, Баумана. В XVIII и XIX веках они сложились как ансамбли, из которых нельзя удалить ни одного дома, не нарушив целостность и гармонию. Памятники архитектуры окружены зданиями, выстроенными в то же время. Такие улицы являются украшением города, представляют собой ценный историко-архитектурный комплекс и создают неповторимый колорит Калуги. Недаром за последнее время Калуга привлекает внимание кинематографистов. Это не случайно: мало в России осталось городов, где целые кварталы не тронуты индустрией строительства XX века, где возможно вести натурные съемки любых эпох...
Высокая историко-архитектурная ценность каменных сооружений той поры определяется тем, что они возводились по замыслу или под влиянием выдающихся мастеров зодчества: В. И. Баженова, П. Р. Никитина, И. Д. Ясныгина, Н. Ф. Соколова, А. Д. Захарова.
Большой ценностью являются сохранившиеся до настоящего времени деревянные дома в стиле русского классицизма начала XIX века, такие, как дом Польман на ул. Ленина, усадьба Толмачевых на ул. Плеханова, хозяйственные постройки во дворе дома № 40 на ул. Кирова и другие. Они представляют тем большее значение, что деревянных зданий подобного рода в других городах сохранилось очень мало.
Калужские архитекторы удачно стали вводить керамическую облицовку для оформления торцовых фасадов крупнопанельных домов: творчески перерабатывая мотивы знаменитой калужской народной вышивки, они широко их используют, придавая типовым домам индивидуальные черты.
Интересно отделан вертикальной полосой керамического двухцветного узора со стилизованным гербом Калуги, в котором вместо короны изображен «спутник», торец дома № 22 по улице Ленина.
Точно вышитое красновато-желтым и белым узором, полотенце закрывает два средних ряда стеновых панелей дома № 43 по той же улице. Два лиловых дракона, будто вышедших из детской сказки, украшают верх торца дома № 38 на противоположной стороне улицы.
Очень удачно оформил архитектор Е. Киреев дом № 147 по улице Суворова: торец его покрывает сплошное панно с узором из крупных стилизованных цветов, напоминающих ромашки. Здесь найден правильный масштаб узора. Значительно более мелкий рисунок керамической отделки применен архитектором П. Перминовым в доме № 53а по улице Ленина.
Не только мотивы народной вышивки используются в обработке керамическими плитками торцовых фасадов. На стене дома № 43 по улице Ленина изображены один над другим белые голуби мира.

Файлов: 72. Последний добавлен: Июль 13, 2009
Альбом просмотрен 2345 раз

Гостинные дворы



IMG_4634.jpg

Никитская улица заканчивается гостиным двором, который занимает обширный четырехугольник, пустой внутри. Это оригинальное сооружение конца XVIII в. Где проект его, кто автор проекта постройки, и когда она начата строением, неизвестно . Губернский архитектор Богомазов в своей бумаге от 1811 г. относит предписание о постройке двора к 24 апр. 1782 г.; подлинного плана, однако, и тогда (1811 г.) уже не было, так что для сооружения новых корпусов его пришлось копировать по постройке. До 1785 г. двор еще не был сооружен, так как в «описании наместничества» 1785 г. о нем не говорится. Но в 1788 г. уже два корпуса существуют, так что он возник между 1785—1787 гг. и затем до 20-х гг. XIX в. строился постепенно. В 1797 г. было уже еще 3 корпуса; в 1811 г. шла речь о построении последних 7, которые и возводятся с 1814 г. под руководством Ясныгина. «Построен гостиный двор в стиле смешанного соединения русских основ с готическими деталями и своею причудливостью говорит о том понимании красоты строительства, которое сменило собою классические традиции и вкусы зодчих. Напоминая по всем данным дворцы Петровский и Царицынский, гостиный двор показывает, что в эту эпоху заимствования и влияния, которым поддавались калужские строители, все они зависели от архитектора М. Казакова» (f 1812). Формы двора просты, а по местам изящны; с ними очень своеобразно скомбинированы древнерусские украшения, как, напр., кувшинчатые колонки в воротах северного и южного фасадов. Перспектива спускающихся под гору корпусов с оригинальными башенками и столбиками наверху издали красива. Но, к сожалению, этот интересный памятник русского зодчества конца XVIII в. не избег прикосновений вандализма. Главный фасад, выходящий на Никитскую улицу, давно изуродован, посредствующая — соединительная арки уничтожены, пробиты огромные окна. Недавно был замысел одного купца надстроить над лавкой второй этаж с громадными окнами-выставкой; только благодаря воздействию администрации, вдохновленной письмом председательницы Московского Археологического Общества, план торговца не получил осуществления. Зато часть корпуса (1 лавка), выходящая на плац-парадную площадь, уже рухнула и заменена деревянной пристройкой... В гостином дворе всего 14 корпусов: 10 выходят на Никитскую улицу, 2 к Никитской церкви, 3 на плац-парадную площадь и 2 на юг, к реке (лишние 3 — угловые, выходящие на две стороны). Между собою соединены арками только 3 корпуса; на одной арке кувшинообразная колонка, а на двух других — готические. Внутри гостиного двора стоят станки и лари; сюда перенесен толкучий рынок, который ранее был на плац-парадной площади.

Файлов: 15. Последний добавлен: Июнь 11, 2009
Альбом просмотрен 733 раз

Каменный мост



IMG_4968.jpg

Каменный мост построен в XVIII в. при Кречетникове и был к 1785 г. уже открыт. На нем было построено 28 каменных лавок. Мост поставлен на 15 солидных каменных арках, 3 из которых, в центре, выведены в два этажа. Длина его 75 саж., а вышина 11 с. В 1910 г. настилка сделана железобетонная. Это почти единственный большой каменный виадук в России. С каменного моста открывается прелестный вид на Оку. На дне оврага течет ручей Березуйка. Насаждения же в овраге и по сторонам были произведены по распоряжению губернатора Смирнова (1845-1851).
Первым крупным сооружением, воздвигнутым в Калуге после открытия наместничества, был арочный Каменный мост. Он перешагнул через живописный Березуйский овраг. Постройка моста преследовала цель соединить центральную, так называемую «градскую», часть города с «завершьем», расположенным за оврагом. Начиная с конца XVII века, эта часть города усиленно застраивалась.
Строителем моста был известный архитектор Никитин. Постройка длилась три года — с 1777
по 1780 год. К менный мост построен по типу римских виадуков и покоится на 15 мощных арках
Из сохранившихся в России каменных мостов XVIII века мост в Калуге является самым крупным и наиболее значительным сооружением такого рода.
Сейчас в Калуге один Каменный мост, а архитектор П. Р. Никитин вначале задумывал создание двух одинаковых мостов — через Березуйский и Городенский рвы. Оба моста связывали бы Присутственные места с городом. Но Городенский ров был засыпан, и на месте его верховьев была сделана Плац-парадная площадь (ныне сквер имени Ленина).
Калужскому Каменному мосту в 1978 году было 200 лет. Длина его 112 метров, ширина — 14, высота — до 25 метров. На боковых его устоях первоначально были сооружены 28 каменных лавок и магазинов. Автор Каменного моста П. Р. Никитин в 1760 году вместе с другими зодчими под руководством Д. В. Ухтомского осуществил проектирование и строительство широко известного в Москве Кузнецкого моста через реку Неглинную. Кузнецкий мост был своеобразной пробой сил П. Р. Никитина — мост ниже и короче калужского. Уже 2 столетия Каменный мост в Калуге служит городу. Велико значение этого старинного гидротехнического сооружения, равного которому нет в других русских городах.

Файлов: 13. Последний добавлен: Июнь 18, 2009
Альбом просмотрен 824 раз

Трущобы Калуги



IMG_6314.jpg

Расселение калужан обусловливалось их классовой принадлежностью и родом занятий. Вокруг Плац-парадной площади и на примыкающих к ней улицах размещались казенные учреждения и дорогие каменные особняки. Здесь и на улицах Садовой (Кирова), Дворянской (Суворова) и Никольской (Луначарского) жили чиновники, купцы, духовенство, офицеры, владельцы предприятий и помещичьих имений. В двухэтажном здании на стыке улиц Ильинской (Кутузова) и Никитской (Ленина) помещалась Городская управа. Теперь на этом месте жилой дом.
Простой люд селился на окраинах в бревенчатых деревенского типа домиках: на подоле (низменная часть берега) — речники, за Жировским оврагом — веревочники и кожевники, в Подзавалье — сапожники, вблизи вокзала — железнодорожники. Вперемежку с ними обитали рабочие других немудреных профессий или перебивавшиеся случайными заработками. В тесных флигелях при богатых домах и в сырых подвалах центра ютились конюхи, кучера, прислуга.
В восточной части города находились солдатские казармы и воинские склады. Военный городок был и по соседству с Загородным садом.
Домостроевский характер старой Калуги придавали глухие высокие заборы, которыми были обнесены городские усадьбы толстосумов и многочисленных обывателей, живших по частнособственническому принципу: «Мой дом — моя крепость».
Деревянные домики, со всех сторон окружавшие центральные кварталы, в большинстве своем имели три окна по лицу, со ставнями и резными наличниками. Всюду были огороды. На неблагоустроенных и обычно малолюдных улицах стояла сонная тишина. На перекрестках кое-где маячили манекеноподобные фигуры полицейских. На главных магистралях, выложенных булыжником, изредка проезжали извозчики и экипажи высокопоставленных чиновников. Общественного транспорта не было.

Файлов: 28. Последний добавлен: Июль 04, 2009
Альбом просмотрен 1219 раз

Церкви Калуги



IMG_0079.jpg

К 1760 году Калуга была застроена обилием каменных церквей. Лишь две старые еще были деревянными. Архитектурный облик калужских церквей конца XVII и первой половины XVIIIвв сложился под непосредственным влиянием московского зодчества. Церкви возведенные в ту эпоху, как правило, были бесстолпными. Высокий двухсветенный четверик, почти всегда квадратный в плане, перекрывался сомкнутым сводом, четырехскатной деревянной крышей и увенчался пятиглавием, причем боковые главы обычно были декоративными. Колокольня ставилась с с западной стороны по главной оси храма. Вход из-под неё вел в основное помещение церкви через невысокую трапезную, часто построенную позднее.
В Калуге было 2 монастыря (мужской и женский) и 40 церквей, в том числе 2 костела, лютеранская церковь, 1 синагога, 2 старообрядческих церкви, 3 богадельни. Церкви придавали архитектурное своеобразие облику города и обусловливали названия многих улиц и переулков.
Предметом особой заботы губернских властей являлась подготовка церковного персонала. Духовная семинария и мужское духовное училище занимали лучшие учебные здания в городе.
Пластичностью своих форм выделяется колокольн 1802 г. Казанской церкви (ул. Подвойского, 17). Торжественная монументальность, характерная для сооружений позднего классицизма, свойственна законченной 1834 г. колокольне Богоявленской церкви, построенной столетием раньше (эта церковь стоит на ул. Кутузова недалеко от ул. Вилонова).
Строительство новых культовых сооружений имело место только в тех случаях, когда при реализации генерального плана города требовался перенос церкви, т. е, фактически возведение нового церковного здания в другом районе (например, церкви Космы и Дамиана, Васильевской).
Неизвестно, каков был архитектурный облик Космо-Дамианской церкви, построенной в середине XVIII в. на Богоявленской улице (ул. Кутузова). Возведенная в 1794 г. на новом месте церковь Космы и Дамиана (ул. Суворова, 177) отличается от других калужских культовых сооружений барочной композицией, оригинальным планом и своеобразной трактовкой традиционного пятиглавия.

Файлов: 16. Последний добавлен: Июль 05, 2009
Альбом просмотрен 1318 раз

Музей космонавтики, набережная



IMG_0103.jpg

В 1967 г. закончено возведение здания Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Первый камень при закладке музея положил космонавт Юрий Гагарин, почетный гражданин города Калуги. Созданием этого сооружения вписана новая и очень яркая страница в книгу истории калужской архитектуры.
Объявленный в 1960 г. открытый конкурс на составление проекта музея в Калуге, где жил и работал великий ученый, заинтересовал советских архитекторов. На конкурс было представлено более 200 проектов. Были высказаны и вполне обоснованные опасения, что здание большей протяженности, чем маленькая одноэтажная дача, и высокое по сравнению с ней закроет любимый калужанами вид на долину р. Яченки и расположенный за нею сосновый бор. В результате обмена мнениями было решено строить музей не по главной оси парка, а на северной его границе. Новый участок с другой ориентацией и рельефом потребовал значительной переработки проекта. Кроме того, объем сооружения при детальной разработке проекта увеличился примерно в полтора раза против предусмотренного конкурсной программой. На этой стадии Проектирования в авторский коллектив вошли архитектор П. Киреев, а также инженеры А. Гуревич и Цинман. 3 октября 1967 г. торжественно было отпраздновано открытие музея. Монументальность архитектуры здания созвучна мемориальному характеру как памятника подвижнику науки, а динамичность, несущая в то же время архитектурой музея, — смелости научных идей вдохновенного мечтателя.

Файлов: 15. Последний добавлен: Июль 05, 2009
Альбом просмотрен 817 раз

Альбомов: 6 / Страниц: 1

Случайные файлы - Архитектура, дома, улицы дворы в Калуги
храм в парке культуры и отдыха.
храм в парке культуры и отдыха
Просмотров: 742
строительство.
строительство
Просмотров: 882
калуга, ул. пролетарская.
калуга, ул. пролетарская
Просмотров: 567
рынок, в фонтан налили шампунь. фонтаны, Калуга, драмтеатр
рынок, в фонтан налили шампунь.
фонтаны, Калуга, драмтеатр
Просмотров: 1500
цпкио, парк. весна, парк, циолковского, Калуга
цпкио, парк.
весна, парк, циолковского, Калуга
Просмотров: 2032
Магазин зеркальный по улице Ленина. Магазин зеркальный по улице Ленина
Магазин зеркальный по улице Ленина.
Магазин зеркальный по улице Ленина
Просмотров: 939
6 школа им.Пушкина.
6 школа им.Пушкина.

Просмотров: 1397
.
.

Просмотров: 1519

Rambler's Top100
Powered by Coppermine Photo Gallery
Сайт разработан студией Арт Веб